Свежий номер

№2-2016
от 28 марта 2016

Колонка главного редактора

Многие боятся самолетов, тогда как именно их называют самым безопасным транспортом......

Погода

Исторический календарь

« Октябрь »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

подписка на рассылку

Мировой рекорд на воздушном шаре

28 Марта 2016

Сотрудники МЧС Владимирской области наблюдали за перемещением шара над территорией Ковровского района, где пролегала продолжительная часть воздушного маршрута, хотя первоначально он был сориентирован на Мордовию и Пензенскую область. Коррективы внесла роза ветров…

Так пишется история

25 января. Владимирская область, пригород Коврова. Тепловой аэростат парит в морозном небе. В корзине два пилота — Иван Меняйло и Федор Конюхов. Шар находится в небе уже 30 часов. Все, кто был вовлечен в этот проект, понимали: на их глазах пишется новая страница отечественного воздухоплавания. Впервые наши пилоты устанавливали мировой рекорд на тепловом аэростате.

А началось все осенью 2014 года, когда Федор проходил курс обучения на пилота теплового аэростата в рамках подготовки к кругосветному полету на воздушном шаре. Обучение проводил инструктор и директор авиационного учебного центра «Воздухоплавательный клуб «Аэровальс» Иван Меняйло, представитель компании Cameron Balloons в России. Именно она изготавливает шар типа розьер для кругосветного полета (объем оболочки — 15 500 м3). Основатель компании Дон Камерон рекомендовал Ивана в качестве инструктора.

Совершая учебные полеты в Дмитровском районе, Федор с Иваном договорились объединить усилия и попытаться улучшить российский рекорд для теплового аэростата. Изучили существующие рекорды для категории аэростатов AX-9 с объемом оболочки до 4000 м3. Нацелились на рекорд продолжительности. На тот момент в России он составлял 17 часов 49 минут и был установлен Владимиром Гладковым в Тульской области в феврале 2013 года.

Все оборудование, включая оболочку, корзину и горелки, было заказано у российской компании. Первая попытка состоялась в Костроме в марте прошлого года. Попытка оказалась успешной, пилоты продержались в небе 19 часов и 10 минут, установив новый российский рекорд продолжительности полета на тепловом аэростате класса АХ-9. Попытка в Костроме дала участникам проекта реальный опыт, в том числе и ночного полета, и указала на детали, требующие доработки.

К новому полету изготовили специальную корзину. Автор идеи и разработчик — Антон Морев. Корзина весила 40 килограммов, в то время как вариант из ротанга, который использовали в Костроме, вдвое больше. Были заказаны 40 новых баллонов для топлива.

С 1 декабря ждали погодное окно. Как нарочно, весь месяц шли дожди с мокрым снегом, и пилоты даже не могли толком потренироваться с новым оборудованием. Первое погодное окно и, возможно, единственное в этом году прогнозировалось на 25 января. Местом старта заранее выбрали аэродром Сонино в Заокском районе Тульской области. На аэродроме ежедневно чистили полосу и готовили пути подъезда. За стартовую площадку отвечали Феликс Антонов и Александр Банарь.

Учитывая, что пилоты намеревались взлететь с 50 баллонами топлива и сбрасывать их не там, где удобно команде подбора, а исходя из задачи немедленного расставания с пустой тарой, требовался надежный автомобиль — внедорожник. Он безостановочно на протяжении почти 33 часов следовал за тепловым аэростатом в составе наземной группы поддержки. Путь пролегал по труднопроходимым проселочным дорогам и заснеженному бездорожью в темное и светлое время суток при экстремальных минусовых температурах.

Иван Меняйло хорошо знает воздушное законодательство, но лететь и одновременно договариваться с диспетчерами нереально. Даже просто вести радиообмен с УВД в рекордном полете — это слишком большая роскошь. Члены экипажа заняты постоянно, они либо управляют аэростатом, либо бросают баллоны. К тому же рекордный полет проходил на малой высоте по пересеченной местности вне зон уверенного приема телефонной и радиосвязи. Было решено — этим должен заниматься штаб. Так и сделали: представитель Межрегиональной общественной организации пилотов и граждан — владельцев воздушных судов Андрей Иванов подавал планы полета, звонил военным, через чьи зоны может пройти аэростат, общался с зональными диспетчерами. Хочется отметить, что все его собеседники — диспетчеры, дежурные штурманы и прочие сотрудники УВД — приветствовали полет и желали cмельчакам успеха!

Двигаясь в восточном и северо-восточном направлении, воздушный шар под действием ветра часто менял траекторию и высоту полета. Чтобы не потерять его из вида, наземной команде приходилось молниеносно принимать решения и диаметрально менять маршрут. Благодаря полному приводу, дизельному двигателю и прочной раме лестничного типа внедорожник прошел все сложные участки пути и доставил наземную группу поддержки в точку приземления воздушного шара.

Дух победителей

Достижение мирового рекорда было бы невозможным без надежной материальной части аэростата. Горелка работала прекрасно все 32 часа, ни разу не потухла пилотка, факел был мощным и уверенным, оболочка сохранила свои свойства.

— Еще до старта мы с Иваном поставили перед собой несколько целей, — рассказывает Федор Конюхов. — С момента старта постепенно сдвигали планку задач. Сначала надо было превзойти свой рекорд, и это была самая сложная задача, аэростат очень тяжелый, расход топлива — большой. Потом начали работать на цель — сутки в небе. Когда наступил рассвет следующего дня, а это означало, что мы провели в небе 24 часа, пришла уверенность, что можем взять мировой рекорд. После 30 часов уже в удовольствие работали до заката. В итоге 32 часа и 12 минут. Этот рекорд принадлежит всем любителям воздухоплавания, всем, кто нам помогал и поддерживал. Без наземной и технической команды мы не смогли бы установить это достижение. В России есть команда, которая может подготовить аэростат на мировой рекорд.

Наземную команду проекта представляли Антон Морев, Сергей Баженов, Михаил Суворин, Михаил Чернов, Александр Евдокимов, Алексей Спиридонов, Николай Рябцев, Дамир Менгазетдинов.

— Всякий рекорд, достижение — это преодоление человеческих возможностей, ограничений техники, расширение своих же представлений о пределах, выработка духа победителей, — поделился по окончании полета Иван Меняйло. — Это еще и популяризация авиации, воздухоплавания, здорового образа жизни. Было невероятно приятно наблюдать, как тысячи людей следили за нашим полетом вживую и в интернете, за 32 часа полета мы получили более двухсот СМС со словами поддержки из разных регионов, из других стран. За нашей командой сопровождения не смыкая глаз следовали друзья, болельщики, а их восторженные взгляды и радостные крики стали еще одной наградой по приземлении, а в полете были дополнительным стимулом не останавливаться на достигнутом, работать до конца. Мы надеемся и верим, что, чем больше успешных полетов мы сделаем, чем больше людей нас увидит, тем больше мальчишек потом начнут сначала делать модели авиационной техники, а затем, возможно, пойдут в авиационные школы и летные училища.

И снова на рекорд!

Команда не останавливается на достигнутом.

Уже заказана новая оболочка объемом 10 000 м3 для полета с Северного полюса (ледовая станция «Барнео») до материка. Задача — пересечь Северный Ледовитый океан и приземлиться на территории одной из стран, входящих в арктический пояс: Россия, Норвегия, Дания (Гренландия), Канада или США. Старт намечен на начало апреля. Проект проводится под эгидой Русского географического общества. Для Федора Конюхова это еще один этап подготовки к кругосветному полету на воздушном шаре.