Свежий номер

№2-2016
от 28 марта 2016

Колонка главного редактора

Многие боятся самолетов, тогда как именно их называют самым безопасным транспортом......

Погода

Исторический календарь

« Сентябрь »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Владимир Степанов

26.04.14

Владимир Степанов
заместитель министра МЧС России

Заместитель Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Каждый год в Российской Федерации пожароопасный период  характеризуется определенными особенностями, и к ним, конечно же, надо готовиться. МЧС России в рамках действующего законодательства ежегодно осуществляет подготовку своих сил и средств для выполнения задач, возложенных на МЧС России. Это, в первую очередь, обеспечение безопасности населения, населенных пунктов, объектов экономики и инфраструктуры. Поэтому мы планово готовим наших специалистов  к выполнению именно этих задач. Мы используем сегодня современные технологии, в том числе и космический мониторинг, который у нас нацелен на то, чтобы выявлять  риски и угрозы, которые возможны в результате возникновения пожаров в лесах и могут угрожать населенным пунктам и объектам экономики. Эту информацию мы доводим до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, которые в рамках своих полномочий принимают дополнительные меры по обеспечению безопасности населения. Разработан и утвержден план, который определяет организацию работы на всех территориях Российской Федерации именно в этом направлении. Мы также работаем и взаимодействуем с Министерством природных ресурсов, поскольку предупреждение чрезвычайных ситуаций в лесном фонде - основная задача этого ведомства. Их специалисты обеспечивают безопасность в лесах, на торфяниках, в заповедной зоне и в других местах, в которых могут возникать предпосылки возникновения чрезвычайных ситуаций. В рамках оперативной деятельности работа у нас осуществляется, как правило,  через национальный центр управления в кризисных ситуациях. Такая работа в этом году уже началась и идет полным ходом. Кроме этого, мы совместно с органами исполнительной власти участвуем в проверке готовности оздоровительных лагерей, санаториев и других мест, куда выезжают наши дети на отдых. Уже сегодня эта работа проводится и, конечно же, мы уделяем особое внимание вопросам пожарной безопасности на этих объектах и в местах массового пребывания людей.  В подобных зонах отдыха  усиливаются меры безопасности, начиная от начального цикла – предупредительных мероприятий, так и при возникновении каких-либо чрезвычайных ситуаций.

Правда ли, что в этом году ожидается такое же задымление, как и в 2010 году?

После событий 2010 года в центральном регионе приняты кардинальные решения и серьезные меры в отношении торфяников, в частности на территории Московской области. Это компетенция администрации Московской области, на решение этих проблем выделялись большие финансовые средства, и по докладам, все мероприятия проведены в полном объеме. По торфяникам вероятность возникновения того, что было в 2010 году, практически сведена к нулю, даже при таких же аномально высоких температурах. Кроме этого, по линии Минприроды также проведен серьезный комплекс мероприятий по усилению службы лесной охраны Московской области. По крайней мере, за последние 2-3 года каких-то ситуаций, которые бы в результате непринятия ими своевременных мер угрожали населенным пунктам или объектам экономики, не было.  

Какие мероприятия провела Московская область для того, чтобы свести к нулю вероятность повторения 2010 года?

Более детально на этот вопрос ответит администрация  Московской области. На то было поручение Президента РФ, и оно выполнялось в рамках специального плана, который Правительство Московской области выполнило. На основании принятых мер, в том числе обводнение торфяников, можно сделать вывод о том, что вероятность повторения ситуации 2010 года минимизирована.

За силы и средства для тушения пожаров непосредственно в лесах отвечает Минприроды, в котором есть в том числе специальные химические станции. Что касается сил и средств для защиты населенных пунктов и объектов инфраструктуры, у нас для этих целей на территории страны задействуется почти полмиллиона человек. Ежедневно на дежурство заступает почти 100 тысяч человек и более 100 тысяч единиц техники.

 

Начальник Всероссийского центра мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций МЧС России

Владислав Рамазанович Болов

Какой прогноз возникновения пожаров на территории России в этом году?

Советую Вам читать периодическую печать МЧС России: 21февраля был опубликован прогноз нашего центра - «Природная пожарная опасность на территории Российской Федерации на период апрель - май». Он полностью подтверждает отличие этого сезона от всех остальных на территории России, в особенности в Европейской и Восточной (Дальневосточной) частях. Она состоит в том, что у нас вода начинает встречаться с огнем, но при этом мы меньше всего на Европейской территории боимся воды, и больше всего боимся огня, равно как в Приморском крае. Вопрос этого механизма очень простой: рано ушел снег, его было мало, в тех местах, где сейчас горит, его было иногда до 40% от всего, что должно только быть в климатической норме. Для центра это очевидно. Дальше мы вырабатываем некоторые сценарии, которые, не смотря на то, что мы даем прогноз в феврале, позволяют понять, что будет в мае, мы разрабатываем сценарный вариант. На сегодняшний день количество возникших очагов в 16 раз больше, чем средние многолетние значения, а вот количество площадей - в 604 раза больше. Но при этом, ни один населенный пункт под огонь не попал. Вот это работа МЧС. Леса горят, и если ситуация будет выходить из-под контроля в результате какой-то аномалии, тогда по уже утвержденной и действующей процедуре подключатся все силы и средства, которыми располагает не только МЧС, но и РСЧС. Про торфяники в московском регионе скажу: никакого задымления не будет. Есть угроза возгорания торфяников в других регионах, но в Московской области - нет. К тому же, сейчас, уже после 2010 года, налажен постоянный контроль влажности торфа. Он имеет нехорошую особенность при определенной влажности загораться сам собой. Это контролируется на местах, к тому же в этой работе периодически участвуют оперативные группы нашего центра, которые после проверки передают данные в НЦУКС. Дальше действуют надзорные органы.

 

Директор Департамента надзорной деятельности генерал-лейтенант

Юрий Иванович Дешевых 

В этом году пожарной охране нашей страны исполняется 365 лет. На Ваш взгляд, как изменился характер причин возникновения пожаров за столетие, и какие принципиальные ноу-хау Вы отметили бы за последние 5 лет?

Спасибо за такой развернутый вопрос… Мне тяжело сказать, как изменился характер нарушения требований пожарной безопасности за сто лет, но могу сказать, что изменился за последнее, предположим, десятилетие.

В 90-е годы большинство пожаров, около 40 %,  происходило по халатности,  то есть это - человеческий фактор. Но та большая пропагандистская кампания, в которой и вы тоже участвовали и участвуете, несколько поменяла эту цифру. Сейчас в результате человеческого фактора происходит 33-35% пожаров в год. И устранение этой причины, снижение количества  пожаров, происходящих по причине человеческого фактора, позволило снизить и количество пожаров по стране в целом. Если у нас совсем недавно происходило порядка 300 000 пожаров, при которых погибало около 20 000 человек, то сегодня мы имеем совершенно другие цифры - около 10 000 погибших по данным прошлого года. Удалось снизить эту прискорбную цифру почти в 2 раза, количество пожаров тоже снизилось – зарегистрировано около 150 000. В этом году мы имеем такие данные: 29 335 пожаров, погибло 3 752 человека, то есть количество пожаров по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизилось на 4,3 %, число погибших людей - на 5,6 %.

Следующая причина возникновения пожаров, которая у нас стоит на «втором месте»,- это неисправность электрооборудования. По причине неисправности  отопительных систем происходит 11% пожаров, эта причина стоит на «третьем месте». По причине поджогов тоже происходит 11% пожаров. Есть ряд  других причин, но вышеперечисленные три - основные, которые нас беспокоят больше всего. Поэтому вся наша профилактическая работа направлена на разъяснение требований норм пожарной безопасности, контроль над соблюдением тех требований, которые установлены к объектам социальной сферы, жилому сектору, к объектам экономики.

У нас обширный опыт в подготовке к летнему пожароопасному периоду, и мы традиционно начинаем  со следующих моментов. Мы комиссионно, в соответствии с федеральным законодательством, предусматривающем участие, безусловно, МЧС, Минприроды, Минэнерго, Минстроя, выезжаем в регионы и оцениваем там работу органов власти по подготовке к пожароопасному периоду. На местах есть четкий план мероприятий, и то, как реализуется этот план в том или ином субъекте РФ, мы проверяем централизованно. На днях в МЧС состоится совещание, и наши коллеги, выезжающие в регионы, будут проходить большой инструктаж и уже с 24 марта мы начинаем работать в регионах. Особенное внимание мы уделяем тем населенным пунктам, которые подвержены угрозе распространения на них лесных пожаров. В нашей стране таких населенных  пунктов порядка 11 000. Принято постановление Правительства РФ от 19 февраля нынешнего года, №113, где дополнительно были установлены требования к подобным населенным пунктам, и если все необходимые требования будут реализованы, то мы считаем, что пункт готов в противопожарном отношении.

Также особое внимание мы уделяем садоводческим товариществам, которые тоже подвержены угрозе распространения на них лесных пожаров. В прошлом году у нас было около 3 500 таких садоводческих товариществ, и мы работаем с их  председателями и членами, разъясняем требования пожарной безопасности и контролируем их выполнение. Требования достаточно простые: опашка территории, обустройство и содержание водоёма, пожарной мотопомпы, средств связи для вызова пожарной охраны, а также обеспечение проезда, чтобы была возможность подъехать к этому населенному пункту или водоему. Требования элементарные, но тем не менее, если они  реализованы, то угроза распространения лесного пожара на населенный пункт будет минимальной.

Следующая группа - это объекты экономики, которые также подвержены подобным пожарам, и оздоровительные лагеря. По этим объектам мы работаем предметно, проверяем их, выносим предписания, если предписания не выполняются, мы принимаем меры к выполнению, привлекаем к административной ответственности  юридические и физические лица. Надо сказать, что в последнее время сумма штрафов в отношении юридических лиц может доходить до 400 000 рублей, а если мы говорим об условиях особого противопожарного режима, то и до 500 000 рублей. В отношении должностного лица - до 50 000 рублей. Мы считаем, что такие серьезные штрафные санкции будут способствовать снижению числа нарушений пожарной безопасности.